Какие бывают микрофоны и как выбрать правильный микрофон? Как выбрать правильный микрофон — гарантируем, будет полезно Какой тип микрофона лучше для компьютера

Мир микрофонов богат и разнообразен. Сегодня существует великое множество микрофонов самых разных форм и размеров. Если раньше потребитель еще как-то мог сам сориентироваться во всем многообразии предложений, то сегодня с приходом в Европу небольших малоизвестных фирм из Азии для человека, не особенно внимательно следящего за рынком и переменами на нем, приобретение микрофона может превратиться в лотерею с минимальными шансами на выигрыш. Итак, давайте для начала разберемся с тем, какие они бывают – микрофоны?
Типы микрофонов по назначению
Микрофон – штука вездесущая. В телефоне, в плеере, в диктофоне, в планшетном компьютере, в видеокамере и в фотоаппарате – во всех этих девайсах есть встроенные микрофоны. Однако нас будут интересовать микрофоны иного рода.

Эстрадные или сценические микрофоны . Микрофоны этого типа изначально создавались для определенных сценариев применения. Чаще всего эстрада в сознании рядового зрителя ассоциируется с ручными микрофонами, имеющими рукоять с капсюлем, защищенным сеткой ветрозащиты. В большинстве своем такие микрофоны имеют похожий дизайн, и проблема тут не в экономии на дизайнерских изысках, а в стремлении к унификации. Стандартного вида ручной микрофон хорошо фиксируется в стандартных же стоечных держателях, к ним с легкостью можно подобрать хорошую сменную ветрозащиту.

На фото Shure SM58-LCE – качественный и недорогой динамический микрофон для вокала. Популярная модель.

Сценические микрофоны по можно разделить на проводные и беспроводные. Кроме ручных микрофонов в этой группе есть еще гарнитуры, а также петличные микрофоны (лавалье). Эстрадные микрофоны можно также разделить на подгруппы по выполняемой функции. Это могут быть речевые, вокальные, инструментальные микрофоны и микрофоны подзвучки.

Репортерские микрофоны . Сфера применения микрофонов данной группы понятна и без пояснений. Репортерские микрофоны могут быть проводные и беспроводные, ручные, головные гарнитуры и для скрытого ношения. Модели для уличного применения обычно являются направленными, они рассчитаны на применение в ветреную погоду, не боятся низких и высоких температур. В отдельную категорию можно вынести накамерные съемные и несъемные микрофоны.

На фото Rode VideoMic Pro – проводной накамерный микрофон-пушка, имеющий «каблук» для монтажа в штатное посадочное место вспышки.

Студийные микрофоны для ТВ . Здесь широкое применение получили компактные радиомикрофоны-петлички, часто применяются ручные микрофоны стандартного вида, а также головные гарнитуры. Кроме того в ТВ-студиях в ходу настольные микрофоны PZM, которые на профессиональном сленге именуются «таблетки», «лягушки», «планшеты». Они имеют плоскую форму и почти незаметно лежат на столах у дикторов. Их задача фиксировать все звуки над столом. В верхней полусфере они ненаправленные. Нижнюю они не охватывают.

На фото RODE Lavalier – популярная в России модель петличного микрофона. Для тв-шоу, чтения лекций, деловых выступлений.

Студийные вещательные микрофоны . Этот тип микрофона применяется в условиях вещательных студий радиостанций и тв-каналов. Они могут использоваться как для записи программ, так и вещания в прямой эфир. Обычно здесь применяются микрофоны, «заточенные» для работы с обычной речью. Микрофоны такого типа обычно имеют узнаваемый вид, потому что рассчитаны на установку в специальные стойки с амортизирующим подвесом типа «Паук». Нередко у таких микрофонов имеется переключатель, меняющий характеристики направленности. При необходимости такой микрофон может работать в режиме круговой направленности, кардиоиды, суперкардиоиды и «восьмерки».

На фото микрофон Neumann TLM 103 – идеальное решение для нужд вещания. Тихий, хорошо справляется с мощным звуковыми давлением.

Микрофоны для музыкальных студий . Здесь также можно выделить определенные категории устройств. Это речевые, вокальные и инструментальные микрофоны. Эти микрофоны могут выглядеть по-разному. Вокальные и речевые обычно внешне похожи. Они имеют дизайн, позволяющий монтировать их на специальные стойки в держатели с амортизирующими подвесами и с возможностью использования высокоэффективных ветрозащит.

На фото студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4050SM в специальном подвесе на амортизирующих растяжках.

Инструментальные микрофоны могут внешне походить и на стандартные студийные вокальные микрофоны, и на обычные сценические. Их особенностью является способность воспринимать детали и нюансы звука при высокой сопротивляемости мощному звуковому давлению. Сопротивляться мощным звукам позволяет встроенный аттенюатор. Он снижает риск перегрузки микрофона.

Типы микрофонов по принципу действия
В практике широкого применения сегодня используются две разновидности микрофонов – динамические и конденсаторные. Каждый тип микрофонов обладает своими преимуществами и недостатками, своими сферами применения.

Динамические микрофоны . В качестве основного элемента, отвечающего за преобразование звуковых волн в электрические колебания, здесь выступает миниатюрный динамик. Волны заставляют колебаться мембрану с катушкой (катушечный микрофон), помещенной в постоянное магнитное поле. Катушка пересекает силовые линии магнитного поля, и в ее обмотках возникают токи индукции. Кроме катушечных есть еще и ленточные микрофоны. Они обычно применяются в студийной записи. В них катушку заменяет гофрированная ленточка из фольги.

Динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, могут применяться на эстраде, в репортерской практике в качестве решений для работы под открытым небом. Они не так чувствительны к перепадам температуры и более надежны. Но в качестве звука они уступают конденсаторным.

Конденсаторные микрофоны . За преобразование звуковых колебаний в электрические у таких микрофонов отвечает конденсатор, у которого одна обкладка неподвижная, а вторая выполняет функцию мембраны, то есть может приходить в движение под действием звуковых волн. Конденсатор последовательно подключен к источнику постоянного тока. Мембрана под действием звуковых волн приходит в движение, емкость конденсатора меняется и постоянный ток становится переменным.

Пара подобранных конденсаторных микрофонов sE Electronics RN17ST , способных хорошо справляться с мощным звуковым давлением.

Микрофонам такого типа требуется дополнительное питание - фантомное. Фантомное питание может подаваться от входа нагрузки микшера или усилителя. Есть микрофоны, в которых для этих целей используются батарейки. Обычно для нормальной работы конденсаторным микрофонам требуется фантомное питание с напряжением в 48 В.

Типы микрофонов по пространственным характеристикам направленности
Микрофоны делятся на несколько групп по характеристикам пространственной направленности. Самые распространенные виды направленности - круговая, кардиоида, суперкардиоида и гиперкардиоида.

Микрофоны с круговой направленностью или ненаправленные . В случае с таким микрофоном, совершенно неважно, как расположен источник звука относительно плоскости его диафрагмы. Он даже может находиться в движении. Такие микрофоны могут использоваться для подзвучки сцены, потому что его задача уловить все звуки в пространстве, независимо от того, какое положение в нем занимает источник звука.

Кардиоидный микрофон имеет определенные характеристики направленности. В одной полусфере он одинаково хорошо чувствителен, а в другой его чувствительность падает. Такие микрофоны способны обслуживать один или несколько рядом расположенных источников звука, при этом источники, находящиеся во второй полусфере игнорируются. Такими характеристиками обладают обычные эстрадные и студийные микрофоны для речи и вокала.

Суперкардиоидный микрофон имеет вытянутое поле оптимальной чувствительности. Такие микрофоны называются узконаправленными. Они хорошо принимают звук от одного выбранного источника, игнорируя прочий шумовой фон, однако правильное расположение источника звука относительно плоскости диафрагмы этого микрофона имеет принципиальное значение. Такими микрофонами пользуются репортеры, работающие «в поле», на зашумленных площадках. Схожими характеристиками направленности могут обладать уличные накамерные микрофоны для видео- и фотокамер.

На фото микрофон-пушка суперкардиоидной направленности. Рассчитан на работу в неблагоприятных условиях. Цельнометаллический корпус .

Гиперкардиоидный микрофон или остронаправленный микрофон . Микрофоны такого типа способны воспринимать звук даже от удаленных источником, но его диафрагма должна быть строго перпендикулярна оси, которую можно провести между микрофоном и источником звука. Малейшее отклонение приводит к падению качества звука. Такие микрофоны называют пушками. Ими пользуются репортеры в случаях, когда источник звука удален и приблизиться к нему нет возможности.

Следует четко уяснить себе, что:
универсальных микрофонов не бывает;
хороший микрофон стоит недешево, что бы вам ни говорили продавцы.

Микрофон следует покупать строго под задачи, которые с его помощью предстоит решать. Если требуется записывать барабанные партии, исполняемые на классической акустической установке, то тут нужен не один, а несколько инструментальных микрофонов, изначально готовых к воздействию серьезного звукового давления.

Если есть необходимость записывать лирический вокал, то в данном случае для обеих задач будет достаточно одного хорошего студийного вокального микрофона.


Для живых эстрадных выступлений, для подготовки репортажей с улиц города, для записи интернет-подкастов или переозвуки видео – для всего этого нужно выбирать свой специальный микрофон. Чем чреваты ошибки? В лучшем случае – переплатой. К примеру, можно купить для записи интернет-подкастов дорогой студийный микрофон, для нормальной работы которого потребуется докупать дополнительное оборудование. В результате в Сеть будет выложено цифровое аудио с высокой степенью сжатия, которое при сжатии потеряет то самое качество, за которое вы заплатили деньги. Другой подкастер купит специально «заточенный» под такие нужды микрофон, который стоит в несколько раз дешевле, который подключается напрямую к ПК по USB, потому что уже имеет встроенный аудио-интерфейс. В результате этот подкастер выложит в Сеть аудиоматериал сравнимого качества, но с меньшими заморочками и более скромными денежными расходами.

Другая ситуация: нужен микрофон для вокальных и речевых выступлений под открытым небом. Для теплого времени года хорошо подойдет конденсаторный микрофон, но в условиях низких температур он будет работать неправильно, а то и вовсе сдаст позиции. В таком случае максимально эффективным и надежным решением будет динамический проводной микрофон. В этом случае неправильный выбор сулит не только денежные потери.

Бренд – не показатель качества
Сегодня покупать микрофон, полагаясь только на солидность и авторитет бренда, тоже нельзя. Даже самые крутые производители микрофонов активно вводят в свой ассортимент недорогие модели для массового потребления, и компании, которые недавно выпускали только дорогие и только профессиональные решения, сегодня – разбавляют свой ассортимент недорогими микрофонами для любителей-энтузиастов и домашних студий. Поэтому, покупая недорогой микрофон от бренда с хорошей репутацией, вы рискуете купить не то, что нужно.

Ничего не изменилось: хорошие профессиональные микрофоны как стоили дорого, так и стоят – очень дорого.

Несколько дискредитировало себя и понятие «профессиональный микрофон». Некоторые крупные производители после вывода своих производственных мощностей в Китай среди привычно качественных изделий стали выпускать откровенный ширпотреб, но выглядящий, на первый взгляд, как вполне приличный продукт. Кроме того, появились новые категории микрофонов, нацеленные на решение новых задач, вроде записи речевых программ для интернет-вещания или треков для переозвучки видеороликов. Такие решения недороги, но и хорошего качества звука они не предложат.

Смотрите видео, в котором Андрей BarBQ рассказывает о выборе микрофона :

Как и обещал, начинаю серию статей о домашней звукозаписывающей студии. Первым и основным предметом, который нам понадобиться при записи вокала к песням - это, конечно, микрофон. Поэтому сегодняшнюю статью посвящаю именно этому аксессуару.

Начну с того, что расскажу о типах микрофонов. Полная классификация их достаточно обширная, и напрямую зависит от того, какой источник звука будет записываться. В нашей домашней студии, микрофон нам нужен в основном для записи вокала, то разобраться нам нужно только в некоторых типах. Для себя я, например, выделил два основных типа микрофонов: динамические и конденсаторные.

Динамические микрофоны - это наиболее часто встречающиеся микрофоны, принцип действия которых основан на преобразовании действия звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. В связи с тем, что в изготовлении микрофоны этого типа достаточно просты, стоимость их, как правило, невысока. Используются в основном на концертах, либо в студиях на репетициях. Внешнего напряжения для работы таких микрофонов не требуется.

Конденсаторные микрофоны - это микрофоны более сложной конструкции, роль диафрагмы в которых выполняет металлическая мембрана, являющаяся также одной из обкладок конденсатора (собственно, поэтому они и называются конденсаторными). Когда звуковая волна начинает воздействовать на мембрану, сжимая или расширяя её. Из-за этого происходит изменение емкости конденсатора, вследствие чего постоянное напряжение преобразуется в переменное. Для работы конденсаторных микрофонов требуется внешнее питание (фантомное), которое обычно составляет 48 В и подается, как правило, через микшерный пульт. Бывает, что используется питание в 9 В, в этом случае оно подается батарейкой или, например, по USB кабелю. В сам конденсаторный микрофон встраивается предварительный усилитель, способный согласовать выходное сопротивление микрофона с входным сопротивлением микшерного пульта или усилителя, к которому он подключен. Микрофоны конденсаторного типа более сложны в изготовлении, эксплуатироваться должны бережнее, но обладают очень качественными частотными характеристиками, поэтому стоимость их выше динамических. Очень часто такие микрофоны используются для записи звука в студийных либо домашних условиях. Для нашей домашней студии как раз то, что нужно, такой мы и будем выбирать.

Но прежде, чем перейду к конкретным моделям, хочу добавить, что помимо описанных выше типов существует ещё один интересный тип микрофонов - ламповые . Хотя, если быть точным, ламповые микрофоны являются всего лишь разновидностью конденсаторных микрофонов. Интересны они тем, что за счет использования вместо полупроводниковых элементов ламп накаливания, звук становится более натуральным и как выражаются профессиональные звукорежиссеры, «теплым». Единственный минус ламповых микрофонов - эта их заоблачная стоимость, исчисляемая в несколько тысячах долларов.

Стоит оговориться, что сейчас в некоторых магазинах появились относительно недорогие модели ламповых микрофонов (например, Behringer T-1 , Behringer T-47 - стоимостью около 7,5 тыс. рублей), но использовать их профессионалы, почему-то не советуют. Конкретных отзывов об использовании именно этих микрофонов, к сожалению не нашел, но в качестве микрофона для домашней студии я их всё же рассматривать пока не буду (не считаю, что это действительно оправдано).

С типами более-менее разобрались, теперь переходим ко второму вопросу, который должен возникать: по каким параметрам выбирать микрофон?

Первым и наиболее важным параметром для нас является динамический диапазон, а именно те частоты, которые микрофон сможет воспроизвести и записать. Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 16 Гц до 20 кГц , так что для нашей студии будем выбирать микрофон с близким к указанному динамическим диапазоном.

Вторым актуальным параметром при выборе записывающего устройства является направленность (диаграмма направленности). Существует их всего три:

  1. Круговая или всенаправленная характеристика - в этом случае микрофон сможет записать любой источник звука расположенный вокруг него на 360 градусов.
  2. Направленная (кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида) характеристика - записывается только источник звука, расположенный непосредственно перед диафрагмой.
  3. Двунаправленная (восьмерка) характеристика - микрофон воспримет источник звука, расположенный перед ним и за ним.

Здесь тоже несложно, для записи вокала нам наиболее подойдет вторая диаграмма направленности, а, точнее, кардиоида (наиболее распространенная).

Собственно, основное мы знаем, теперь переходим к описанию конкретных марок.

Behringer С-1 и Behringer С-1U
(3 460 руб. и 4 910 руб.)

Самый недорогой микрофон конденсаторного типа с 16 мм диафрагмой. Отличается достаточно ровной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой), повышающейся только при записи высоких частот (порядка 10-20 кГц), и малошумящей схемой, что позволит записать кристально чистый. Микрофоны Behringer С-1 и Behringer С-1U отличаются только способом подключения. В случае с Behringer С-1U микрофону не требуется внешнего питания и использования микшерного пульта, так как в комплекте имеет USB кабель, с помощью которого он и подключается к компьютеру.

Частотный диапазон: 40 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
136 дБ
Масса (нетто): 0,53 кг

AKG Perception 120
(6 130 руб.)

Качественный конденсаторный микрофон с отличной сборкой, подойдет под самые различные нужды в домашней студии. Обеспечивает качественную детализацию и чистоту звука. Имеется переключаемый басовый фильтр. Кроме этой версии с обычным шнуром XLR, выпущена версия с USB проводом.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 130 дБ (150 дБ при переключении басового фильтра)
Масса (нетто): 0,46 кг

Audio-Technica AT2020 USB
(7 770 руб.)

Студийный конденсаторный микрофон с высококачественным А/Ц конвертером, который позволяет записывать звук точно таким, каким его слышите вы. Отличается встроенным разъемом для наушников, позволяющим осуществлять мониторинг звука в реальном времени, а также отдельными регуляторами громкости и усилителя. В комплекте имеется крепление для стойки и защитный чехол для переноски. Выпускается с обычным шнуром XLR и со шнуром USB, для быстрого подключения к компьютеру.

Частотный диапазон: 20 Гц - 16 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,39 кг

Октава МК 319
(9 050 руб.)

Российский профессиональный микрофон, который считается легендарным. Отличается максимально достоверным звуком и его «прозрачностью». Для использования с повышенным уровнем звукового давления на микрофоне имеется специальный переключатель «-10 дБ». Питание фантомное (48 В), шнур стандартный XLR.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 122 дБ
Масса (нетто): 0,51 кг

ART M-ONE U
(10 260 руб.)

Ещё один микрофон с USB проводом, сразу подключаемый к компьютеру. Отличительной чертой микрофона является большая 32 мм диафрагма, которая сможет передать все красочные нюансы голоса. Поставляется в комплекте с жестким держателем для стойки.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,47 кг

На этом, наверное, и все. Здесь я привел только те микрофоны, которые, по отзывам, больше всего подходят для использования в домашних мини-студиях. Сильно дорогие микрофоны я рассматривать не стал, так как это не всем по карману. А какой из них использовать, и использовать ли вообще, выбирать вам. Для себя, на данный момент, планирую купить AKG Perception 120 или Behringer С-1U .

Говоря про стоимость, можно вспомнить известную поговорку: «Хорошее дешевым не бывает». Но возникает вопрос - а насколько дорогим должен быть качественный микрофон?

Основной правило звучит так: приобретать надо такой микрофон, который будет соответствовать вашим и только вашим запросам. Студийные микрофоны сильно отличаются от обычных бытовых - и не только более высоким качеством или повышенными техническими характеристиками. Прежде всего, для них четко определены области применения.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где, в каких целях и с каким оборудованием вы будете его использовать. Каждый микрофон имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны в сравнении с другими моделями. Из-за этого на профессиональных студиях звукозаписи, как правило, бывает несколько микрофонов для разных задач. И, конечно же, не имеет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон фирмы или Neumann, если вы собираетесь производить запись семейных торжеств в доме, где с акустикой большие проблемы.

Типы микрофонов


Студийные микрофоны можно условно разделить на две большие группы: для вокала (голоса) и инструментальные. Если вы собираетесь купить один из них, его купить, вначале нужно определиться, для чего конкретно он нужен.

По типу устройства микрофоны бывают ленточными, динамическими и конденсаторными. Эти названия определяют, как звук преобразуется в электрический сигнал.

Конденсаторные микрофоны дают качественный звук с хорошей передачей высоких частот. Преимущественно их используют в студиях для озвучивания вокала (голоса) и акустических инструментов. Таким микрофонам обычно нужно дополнительное питание (называемое также фантомным, потому что по одному кабелю передается и напряжение питания, и звуковой сигнал): они гораздо качественнее динамических. Могут иметь относительно небольшой размер.


Динамические микрофоны применяются в основном для озвучивания гитар и барабанов, в работе не требуют фантомного питания.

Устройство динамического микрофона

Ленточные микрофоны дают теплый, мягкий звук и применяются чаще всего для озвучивания гитар и духовых инструментов. Также не требуют фантомного питания.



Направленность

Еще один параметр, который надо принимать во внимание при выборе конкретной модели: характеристика направленности микрофона. Не вдаваясь в физические подробности, можно сказать, что это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений.

Существуют ненаправленные (всенаправленные), воспринимающие звук с любого направления микрофоны, которые подходят при записи объемного звучания на студиях, для передачи чистого, естественного звука на живых выступлениях, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для пресс-конференций. Зачастую их называют «omni» от английского «omnidirectional» – «всенаправленный». Они не имеют эффекта «приближения»: когда источник звука находится на расстоянии около 1-2 сантиметров от микрофонной сеточки, то появляется заметное увеличение отклика низких частот.

Плоский настольный всенаправленный конференционный микрофон

«Двунаправленные» (или «восьмерки» - так их называют из-за формы диаграммы направленности) применяются в студиях при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее, чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов. Кроме того, они полезны, когда требуется сильное отсекание звука (например, при записи вокала певца, который одновременно играет на гитаре). Такие микрофоны нечувствительны к звукам с боков.

«Двунаправленный» микрофон

Следующий тип принимает звук только с одного направления. Диаграмма направленности этого микрофона - кардиоида - напоминает нарисованное сердечко: такие микрофоны чувствительны к звукам источников, находящихся непосредственно напротив, и нечувствительным к тому, что происходит позади. Фактически, это «рабочая лошадка» для записи вокала и инструментов. Он хорошо воспринимает звук от близко расположенных источников и изолирует запись от окружающих шумов, как на сцене, так и в студии.

Суперкардиоидные микрофоны (которые иногда называют «пушкой») лучше всего воспринимают звук спереди микрофона, частично подавляют звуки сбоку и сзади, имеют более узкий, чем кардиоида, передний лепесток направленности. Хорошо подходят для записи реалити-шоу в студии.

Диаграмма направленности гиперкардиоида - остронаправленная, подходит для изоляции посторонних звуков. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов.

Компании и модели

Основные «игроки» в области разработки и производства студийных микрофонов, как правило, зарубежные. Давайте немного познакомимся с ними и их продукцией.

Behringer

Немецкая компания (сейчас принадлежит холдингу Music Group) была основана Ули Берингером в 1989 году в городе Виллих, Германия.

Наиболее известные модели обеих компаний, которые выбирают профессионалы - это , и другие.

Вряд ли найдется в мире профессионально работающих со звуком людей человек, не слышавший об американской компании, которую кратко называют Shure. Она специализируется на создании и производстве профессионального студийного оборудования. Компания была основана Сидни Н. Шуром в 1925 году как The Shure Radio Company. Каждый, кто считает звук важным средством своего самовыражения, стремится заполучить для работы ее продукцию.

Как в любой сфере человеческой деятельности, в профессиональном звуковом оборудовании существуют топовые изделия, которые остаются популярнейшими на многие и многие годы. Таковыми являются, безусловно, микрофоны и . Естественно, схемы этих моделей постоянно совершенствуются, обновляются технологии изготовления, модернизируются детали. Однако конструкция в целом остается прежней, и все то же легендарное звучание радует слушателей и артистов уже не одно десятилетие.

Австралийская компания производит большое количество самых разнообразных микрофонов, в том числе и студийных. Компания была основана мужем и женой Генри и Астрид Фридман в 1967 году, после их эмиграции из Швеции в Австралию.

К примеру, одна из моделей компании, является победителем конкурса Electronic Musician 2004 Editor’s Choice Award как микрофон с самым низким уровнем собственного шума.

Больше, чем просто техника


Микрофоны «одушевляются» человеком, как никакой другой прибор. Исполнители и дикторы наделяют их своими характерными чертами и «повадками». И вообще, отношение к микрофону больше напоминает отношение к музыкальному инструменту, чем к техническому прибору.

Мы рассказали вам о самых различных моделях студийных микрофонов, но количество методов их использования столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Главный учитель здесь - практика и ее критическое осмысление.

Сегодня на рынке представлен огромный выбор микрофонов разных ценовых категорий. В целом, к микрофонам применимо правило, что чем выше цена, тем лучше качество. Однако за последние несколько лет ситуация немного изменилась - в продаже появились качественные микрофоны по доступной цене. Большинство недорогих моделей представляет собой урезанные копии более дорогих аналогов.

Как вы собираетесь его использовать?

Самое главное - подобрать такой микрофон, который будет соответствовать вашим запросам. Каким образом вы собираетесь использовать микрофон - для выступления на сцене или для записи инструментов? Или для звукозаписи? Или, возможно, вам нужен универсальный микрофон? Есть много микрофонов, которые могут использоваться как для живого звука, так и для записи в студии. Один из таких примеров - Shure SM57.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где и с каким оборудованием, он будет использоваться. Нет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон Neumann, если вы будете делать домашнюю звукозапись в комнате, где акустика далека от совершенства. В данном случае подойдет менее чувствительный и более бюджетный микрофон. С технической стороны даже самый лучший микрофон в большой степени зависит от качества используемого микрофонного предусилителя. Без высококачественного предусилителя все достоинства профессионального микрофона гаснут.

Понимание технических характеристик

Понимание технических характеристик и терминологии облегчает выбор микрофона, который будет отвечать вашим требованиям. Ниже мы рассмотрим основные технические характеристики и термины, встречающиеся в описаниях микрофонов.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона от местоположения источника звука в пространстве. Всенаправленный микрофон улавливает максимальное количество пространственных звуков. Двунаправленный микрофон снимает звуки справа и слева, но спереди и сзади его чувствительность значительно ниже. Однонаправленный микрофон «слышит» звуки главным образом с одного направления и имеет низкую чувствительность к звукам из других направлений.

Однонаправленные микрофоны наиболее популярны и имеют три диаграммы направленности: кардиоидную, суперкардиоидную и гиперкардиоидную. Все три диаграммы нечувствительны к заднеосевым и внеосевым звукам, исходящим от источников, которые находятся сбоку или позади микрофона. Грубо говоря, кардиоидная диаграмма по форме напоминает сердце (отсюда и ее название). То есть, микрофон снимает звуки спереди и немного сбоку, при этом звуки от источников, расположенных сзади микрофона, в идеале не будут слышны на записи. Суперкардиоидная диаграмма частично снимает звук от источника сзади микрофона. При этом она отличается более узкой зоной захвата звука спереди диафрагмы микрофона. Гиперкардиоидная диаграмма, по сравнению с суперкардиоидной, имеет еще более узкую зону захвата звука сбоку, но и более широкую сзади.

Диаграммы направленности имеют значение тогда, когда микрофон используется в шумном помещении, например, для выступления вокалиста на концерте. Кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные микрофоны исключают все звуки, кроме голоса самого певца. Звучание получается более чистым, а обратная связь сводится к минимуму.

Мультидиаграммные микрофоны

Некоторые конденсаторные микрофоны имеют возможность переключения диаграмм направленности. С помощью переключателя или взаимозаменяемых капсюлей можно переключаться с одной диаграммы на другую (например, с круговой на кардиоидную). Такая характеристика микрофона очень полезна для студийной записи.

Частотная характеристика

Это диапазон частот (от низких до высоких), в пределах которых микрофон формирует выходной сигнал. Может составлять, например, от 80 Гц до 15 кГц. Для вокального микрофона это нормальные показатели. Для малых барабанов и том-томов нужно искать микрофон с диапазоном от 50 Гц, а для «бочки» нижний порог желателен на уровне 40 Гц или даже 30 Гц.

Чувствительность и УЗД

Чувствительность показывает, насколько тихий звук способен определять микрофон. Выражается с помощью разных систем. Для неспециалиста достаточно знать, что чем ниже цифры, тем выше чувствительность микрофона.

УЗД - это уровень звукового давления (измеряется в децибелах, дБ). Показывает максимальную громкость звука, с которой может работать микрофон. Своего рода, это противоположность чувствительности. Этот параметр особо важен в том случае, если планируется использование микрофона с громкими инструментами, например с барабанами. Среднее значение УЗД - 100 дБ; высокое - 130 дБ.

Кривая частотной характеристики (АЧХ)

Частотная характеристика показывает только воспроизводимый микрофоном диапазон. Кривая частотной характеристики характеризует зависимость частотной чувствительности. Поскольку на графике эта зависимость начинается с нуля и со временем опять возвращается к нулю, ее форма напоминает кривую. На кривой в ряде мест имеются пики и спады, что придает микрофону определенные свойства и позволяет использовать его для тех или иных целей. Например, у вокального микрофона может быть пик в верхнем диапазоне, в результате чего он качественнее и ровнее передает голоса людей.

Эффект близости (proximity effect)

Хоть эффект близости это и не техническая характеристика, но он является важным параметром и часто встречается в описаниях. У конденсаторных микрофонов эффект близости выше, чем у динамических. Когда источник звука приближается к микрофону, эффект близости делает низкие частоты более четкими. Это заинтересует тех певцов, которые «работают с микрофоном» для создания эффектов. Звукоинженер может выбрать микрофон с высоким эффектом близости, если есть необходимость выделить низкие частоты при записи того или иного инструмента.

О чем молчат технические характеристики

В микрофонах кроме технических характеристик не меньшее значение имеют и другие параметры - конструкция, используемые материалы, качество изготовления. Поскольку некоторые производители любят приукрашивать цифры, по одним только техническим характеристикам бывает сложно понять разницу между 50-долларовым микрофоном и аналогом за несколько сотен. Нельзя не упомянуть, что цена - это уже важная характеристика. Но по-настоящему увидеть отличие между хорошим микрофоном и ширпотребом можно только на практике.

Типы микрофонов и их применение

Практически все микрофоны делятся на две категории: динамические и конденсаторные . Для динамических микрофонов не требуется источник питания; для конденсаторных - требуется. Принципы их работы, отличия между ними и способы их использования мы рассмотрим ниже.

Динамические микрофоны

Принцип работы: Динамический микрофон представляет собой мембрану, соединенную с катушкой индуктивности, которая помещена в сильное постоянное магнитное поле. Движения мембраны движется вместе с катушкой, таким образом изменяя таким образом, напряжение, производимое катушкой.

Основные характеристики: Динамические микрофоны массивны и отличаются высоким УЗД, а также имеют противоударное крепление для удержания в руке. Диаграмма направленности у таких микрофонов не «слышит» внеосевые звуки. Они используются для работы с живым звуком, для вокала и инструментов. Некоторые модели могут применяться для звукозаписи. На протяжении многих лет Shure SM57 зарекомендовал себя хорошим как студийным, так и концертным микрофоном. Как группа в целом динамические микрофоны сравнительно недороги, и многие известные производители выпускают экономные серии динамических микрофонов с оптимальным соотношением цена/качество.

Ленточные (Ribbon) микрофоны

В отличие от других динамических микрофонов, ленточные микрофоны очень хрупкие. Принцип их работы ничем не отличается от других динамических микрофонов, но вместо мембраны здесь используется тонкая лента, вибрация которой изменяет напряжение. Ленточные микрофоны ставят в студиях для записи голоса и многих инструментов. Они смягчают звук и делают звукозапись теплее. Ленточные микрофоны отличаются высоким УЗД, а значит, их можно ставить вблизи от источника звука.

Специальные динамические микрофоны

В последние несколько лет производители начали выпускать модели динамических микрофонов, разработанные специально под конкретный инструмент. Вот несколько примеров:

  • Микрофон для барабанов

Разные барабаны имеют разное звучание; соответственно существуют микрофоны для «бочек», малых барабанов, том-томов и тарелок. Каждый тип микрофонов имеет определенные параметры и диапазон чувствительности. Микрофоны для барабанов, как правило, продаются в комплекте по четыре, пять и больше штук. Они недороги, удобны в использовании и хорошо справляются с поставленными задачами.

  • Микрофон для духовых инструментов

Как правило, имеют небольшой размер, малый вес и частотную характеристику, соответствующую тому или иному инструменту. Также в них имеется специальное крепление для присоединения микрофона к инструменту или телу. Благодаря такому креплению сохраняется постоянная дистанция между микрофоном и инструментом, что обеспечивает хорошую плотность звука. Кроме того, музыкант получают бóльшую свободу действий.

  • Миниатюрные микрофоны (т.н. Bullet микрофоны)

Часто используются музыкантами, играющими на губной гармонике . Имеют небольшой круглый корпус и могут прятаться между рук музыканта. Крохотная мембрана такого микрофона издает искаженный звук, который так нравится любителям губной гармошки.

  • Беспроводные микрофоны. По сути, ничем не отличаются от проводных аналогов за исключением встроенного радиопередатчика.

Конденсаторные микрофоны

Принцип работы: В микрофонах этого типа тонкая проводящая пленка находится на небольшом расстоянии от металлической пластины (так называемой «задней пластины»), в результате чего образовывается конденсатор. На конденсатор подается слабый электрический заряд либо от фантомного питания, либо от аккумулятора. Звуковые колебания заставляют мембрану вибрировать. Изменение расстояния между мембраной и задней пластиной воздействует на напряжение на выходе. Это и является полезным сигналом с микрофона.

Основные характеристики: Конденсаторные микрофоны питаются либо от внешнего источника, либо от встроенного аккумулятора, либо используют фантомное питание с разъема микшера. Сегодня практически во всех микшерах имеется фантомное питание в микрофонных разъемах. Если микшер был куплен ранее, убедитесь, что в нем есть фантомное питание, прежде чем приобретать конденсаторный микрофон.

Существует несколько типов конденсаторных микрофонов, и большинство из них используется для звукозаписи. Хотя некоторые применяются и для живого звука: хор, пианино, акустические струнные инструменты и ряд ударных инструментов. Также конденсаторные микрофоны могут работать с тарелками. Основными типами конденсаторных микрофонов считаются:

Переключатели roll-off и аттенюаторы

Этими переключателями оборудованы многие конденсаторные микрофоны, что расширяет их возможности. Переключатель roll-off изменяет диапазон частот (как правило, низких), снижая чувствительность до определенного уровня. Roll-off используется для живого звука, когда необходимо уменьшить низкочастотный шум и улучшить работу усилителя. Многие усилители не способны воспроизводить низкочастотные звуки, хотя электроэнергию они при этом потребляют. Благодаря переключателю roll-off усилителю не приходится работать с низкими частотами. При звукозаписи это придает звуку особую четкость. Аттенюаторы изменяют чувствительность и объем в микрофоне во избежание перегрузки при воздействии очень громкого источника звука.

Широкомембранные конденсаторные микрофоны

Это массивные звукозаписывающие микрофоны, диаметр мембраны которых составляет от 2 до 3 см. Как правило, имеют высокую цену и требуют использования внешнего источника питания и подвески. Большой размер и необходимость подвески не позволяют применять такие микрофоны, например, для барабанов, где требуется жесткая фиксация. В то же время, они идеально подходят для записи голоса и многих других инструментов. В большинстве случаев, широкомембранные микрофоны служат в качестве студийных универсальных микрофонов. Лучшие их модели чрезвычайно дороги. В последние годы на рынке появился целый ряд недорогих широкомембранных конденсаторных микрофонов, конструкция которых имитирует более дорогие аналоги, а их качество вполне годится для непрофессиональной звукозаписи.

Конденсаторные микрофоны с боковым приемом

Это еще один тип больших конденсаторных микрофонов. У таких микрофонов широкая мембрана размещена горизонтально и направлена в сторону под углом 90 градусов. Над мембраной, как правило, имеется широкая, плоская ветрозащита. Если микрофон установлен вертикально, кажется, что артист поет в него немного сбоку (отсюда и название).

Конденсаторные микрофоны с двумя мембранами

Как правило, это микрофоны с боковым приемом, в которых имеется две мембраны, направленных в противоположные стороны. Используются для записи дуэтов и коллективов или для создания акустической атмосферы. По сравнению с применением двух одномембранных микрофонов, конденсаторный микрофон с двумя мембранами значительно облегчает балансировку двух одновременных источников.

Ламповые конденсаторные микрофоны

Это винтажные микрофоны, которые использовались в студиях звукозаписи десятки лет назад. Из-за того, что такие микрофоны позволяют делать особенно качественную звукозапись - как ламповый усилитель заставляет гитару звучать по-новому, - они до сих пор выпускаются и используются в профессиональных студиях звукозаписи. Ламповые микрофоны требуют определенного напряжения, так как именно лампа дает теплый насыщенный звук.

Узкомембранные конденсаторные микрофоны

Диаметр мембраны у таких микрофонов составляет 1,5 см и менее. Могут использоваться как для звукозаписи, так и для работы с живым звуком. Рекомендуется использовать узкомембранные микрофоны для воспроизведения высокочастотных звуков и источников с резко меняющейся громкостью звука. Часто устанавливаются сверху над барабанными тарелками. Как и другие конденсаторные микрофоны, узкомембранные работают от фантомного питания или аккумулятора.

Направленные микрофоны

Это конденсаторные микрофоны с очень узкой и вытянутой диаграммой направленности. Чаще всего используются для теле- и радиотрансляции (например, спортивных мероприятий), так как хорошо снимают определенные звуки на расстоянии.

Микрофоны граничного слоя

Микрофоны граничного слоя достаточно универсальны. Используются на подиумах, конференциях и в студиях. Их, как правило, размещают на ровной поверхности - на полу, потолке или стене. Так лучше снимается звук. Микрофонами граничного слоя можно записывать большие музыкальные коллективы.

Список марок

Telefunken — своего рода «элита» среди микрофонов. Отличное качество, богатые традиции фирмы. Многие производители сегодня ровняются именно на них. Очень дорогие микрофоны.

Neumann — легендарная марка. Их модели U47 и U87 стали настоящим «стандартом» в мире звукозаписи и используются практически на каждой студии. Дорогие микрофоны.

Violet Design — прибалтийская фирма. Микрофоны собираются вручную и славятся своим качеством и характером звучания. В их пользу так же говорит и хороший модельный ряд — есть и дорогие, и вполне бюджетные экземпляры.

RODE — австралийская фирма RODE Microphones с более чем 30-летней историей. В последнее время завоевала огромную популярность среди музыкантов пост-советского пространства, во многом — из-за хорошей ценовой политики. Вполне доступные микрофоны, очень хорошего качества.

AKG — очень известная фирма с невероятно широким модельным рядом. Их микрофон С414 — пожалуй единственный в мире, про который невозможно сказать что-то плохое. Однако, в последние годы, качество продуктов этой фирмы стало стремительно снижаться. И сейчас уже нет никаких оснований переплачивать за их бренд.

Marshall Electronics MXL — фирма с более чем 30-летней историей, к которой стоит присмотреться всем начинающим домашним музыкантам. Очень демократичные цены и потрясающее качество за такие деньги.

Shure — конечно же, один из лидеров. Их легендарные инструментальный SM57 и вокальный SM58 — попросту «иконы стиля», использующие, ну, наверное, во всех без исключения, малых и больших студиях в мире.

Заключение

Наверное, самым полезным при выборе микрофона станет простой метод сбора информации. Опросите других об их микрофонах, об опыте использования . Поговорите с продавцами-консультантами в нескольких музыкальных магазинах, почитайте отзывы в Интернете, а также обзоры разных моделей микрофонов. Удачи в выборе и покупке!

Микрофоны, доступные на рынке сейчас – довольно сложные и высокотехнологичные устройства. Роль микрофонов в наши дни сложно переоценить – они используются повсеместно, и представить наш повседневный быт без них будет непросто. За сотню лет развития устройства сохранились конструктивные черты, объединяющие современные микрофоны с их предшественниками.

Первый угольный микрофон был изобретён в 1856 году французом Дю Монселем, и основывался на эффекте изменения у графитовых электродов сопротивления при изменении площади соприкосновения проводников. В 1880-ых годах конструкция была усовершенствована и воплощена в жизнь Томасом Эдисоном– он использовал вместо графитовых стержней угольный порошок (до сих пор встречается в аналоговых телефонных аппаратах).

В 1916 году был изобретён первый конденсаторный микрофон – инженер Эдуард Венте использовал в нём для преобразования звуковых волн в электрический сигнал принцип изменения ёмкости, а не сопротивления.

Японский учёный Ёгути в начале 20-ых на основе того же принципа создаёт первый электретный микрофон.
И, наконец, в 1924 году немцы Гервин Эрлах и Вальтер Шоттки создают первую модель динамического микрофона, который работает гораздо качественнее угольного, а по электрическим свойствам превосходит конденсаторный.

Долгое время микрофоны были довольно дорогими. Картина изменилась с появлением полевых транзисторов, позволяющим создавать эффективные, миниатюрные и лёгкие микрофоны.
Сегодня промышленное производство микрофонов достигает цифр в десятки миллионов в год, а разработкой и продажами занимается множество крупных брендов.

Область применения микрофона

Самое первое, с чем стоит определиться при выборе микрофона – область его применения. От этого будет зависеть оптимальный выбор – например, для общения по сети вам вряд ли понадобится вокальный микрофон. Можно выделить четыре типа по области применения.

· Вокальные микрофоны . Также иногда называются эстрадными. Чаще всего имеют привычный в глазах потребителей дизайн – ручка с ветрозащитной сеткой. Происходит это из-за необходимости унифицировать продукцию – такие микрофоны должны закрепляться в стандартных стойках, к ним можно легко подобрать сменную ветрозащиту. Можно разделить на проводные и беспроводные, а также по виду исполнения на ручные и микрофоны-прищепки, цепляющиеся на одежду (подходят для речевого жанра выступлений). Наиболее универсальный и популярный вариант исполнения – ручной микрофон, он отлично подходит для караоке.

· Микрофоны для конференций . Обладают удобным для конференций настольным типом исполнением – имеют подставку, или целиком выполнены в виде «тарелки».
· Общение по сети . Микрофоны для общения обычно более дёшевы, поскольку не требуют максимального качества звукопередачи. Представлены в основном настольным типом исполнения и типом «прищепка » для удобного крепления на одежду. Такого микрофона будет вполне достаточно для общения по Skype.

· Студийные микрофоны . Используются для записи звука в условиях студии. Обладают самым высоким качеством записи и высокой чувствительностью, а соответственно, и самыми высокими ценами. Покупка для домашнего использования тоже возможна, если вы занимаетесь записью треков или голоса.

Какой тип микрофона лучше?

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны состоят, по сути, из конденсатора, одна из обкладок которого выполнена из эластичного металлизированного материала, благодаря чему подвижна, и подвергается воздействию звуковых волн. Таким образом, при её колебаниях изменяется ёмкость конденсатора, возникают переменные токи и акустические волны преобразуются в электрический сигнал.

Эти микрофоны отлично подойдут для студии, благодаря наиболее чистому и качественному захвату звука. Но обладают и рядом недостатков – они очень чувствительны к окружающей среде, реагируют на влажность, температуру, расстояние до источника звука и общую зашумлённость пространства. Так что в студии, при стационарном использовании для звукозаписи получится раскрыть положительные качества микрофона и избежать отрицательных. Если вы всё-таки хотите приобрести такой микрофон для домашнего использования – помните, что вам как минимум понадобится хорошая звуковая карта и усилитель с фантомными 48 Вольтами.

Преимущества конденсаторных микрофонов

· Более широкий частотный диапазон и диаграмма направленности
· Качественное и чистое звучание – благодаря большой чувствительности
· Существуют очень миниатюрные модели

Недостатки


· Нуждаются в дополнительном источнике питания – обычно требуют фантомного питания в 48В, которое есть не на всех микшерных пультах. Это налагает ограничение на области использования.
· Сложно использовать в «полевых» условиях – реагируют на изменения температуры, влажности, и тп.
· Хрупкость конструкции
· Ловит все отражённые шумы, эхо. Оборотная сторона высокой чувствительности
· Высокая стоимость

Электретные микрофоны

Электретный микрофон по устройству схож с конденсаторным. Также имеется миниатюрный конденсатор с подвижной обкладкой, предусиление сигнала осуществляется с помощью полевого транзистора. Такие микрофоны тоже требуют фантомного питания в 3 В, что уже не является проблемой для любой встроенной звуковой карты. Могут быть очень компактны.

Электретные микрофоны обладают миниатюрностью конденсаторных, но неприхотливы в использовании и дёшевы. К сожалению, при этом они не могут похвастаться хорошей передачей звука и чувствительностью, но идеально подходят для рядового пользователя с целью голосового общения (по Skype, например).

Недостатки

· Невысокое качество захвата звука
· Меньшая чувствительность

Преимущества

· Не нужен дополнительный источник питания
· Неприхотливость в использовании, малочувствителен к условиям использования
· Компактность

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны сильно отличаются от предыдущих рассмотренных типов. В них используется принцип электромагнитной индукции – звуковые волны преобразуются за счёт токов, возникающих в катушке индуктивности, помещённой в магнитное поле и прикреплённой к эластичной мембране, колебания которой перемещают катушку.
В результате такой конструкции динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, что даёт им преимущество перед конденсаторными. Эти микрофоны также менее чувствительны к шуму, и могут хорошо работать при высоком звуковом давлении, что делает их удобными при использовании для вокала с громким, грубом тембром – в жанрах рока или альтернативной музыки, например. Также часто применяется как концертный микрофон.

Стоит выбирать, как микрофон для выступлений разного характера, или микрофон для караоке (наиболее распространённый тип исполнения – ручной микрофон). Дополнительным плюсом будет более низкая цена, чем у конденсаторных.

Недостатки:

· Уступает в качестве захвата звука конденсаторным
· Наименьший диапазон частот
· Может искажать тембр голоса

Преимущества

· Позволяют записывать громкие звуки, терпит «перегрузки»
· Менее чувствителен к шуму
· Не ловит «эхо»
· Невысокая стоимость
· Не требует дополнительного источника питания

Диаграмма направленности

Одна из главных характеристик – диаграмма направленности микрофона. Именно от неё зависит то, как микрофон реагирует на звук. Можно выделить основные 5 типов диаграмм.

· Кардиоидная диаграмма . Напоминает форму сердца, звук лучше всего снимается прямо перед микрофоном, немного хуже сбоку, и совсем не снимается сзади микрофона. Звук с боков от микрофона будет менее громок, что делает такую диаграмму удобной для записи нескольких инструментов, если вам нужно при этом выделить только один. У кардиоидной диаграмма есть эффект приближения – низкие частоты усиливаются по мере приближения микрофона к источнику звука.

· диаграмма . Имеет более узкую зону захвата спереди, по бокам – мёртвые зоны, и небольшую зону захвата сзади.
· Гиперкардиоидная диаграмма . Такие микрофоны ещё называют узконаправленными - зона захвата перед ними уже, сзади – шире, чем у суперкардиоидной диаграммы. По бока – также мёртвые зоны. Отличается тем, что хорошо захватывает удалённые звуки, при этом игнорируя шумовой фон. Важно расположение плоскости датчика к звуку – микрофон должен быть идеально направлен на источник. Такой микрофон используют репортёры, чтобы записать источник, подойти к которому близко невозможно.
· Диаграмма - "восьмёрка" . Диаграмма в виде цифры восемь, микрофон одинаково чувствителен к звуку сзади и спереди, и имеет мёртвые зоны по бокам. Используется для специализированной стерео-записи больших ансамблей инструментов, оркестров.

· диаграмма . Наиболее универсальная для широкого круга задач, воспринимает звук одинаково со всех сторон, без усиления и искажения каких-либо частот. Лучше прочих подходит для снятия звука с инструментов с широким диапазоном, для п
· Однонаправленные микрофоны - имеют зону захвата звука прямо перед микрофоном. Удобны для записи в недостаточно изолированном от посторонних звуков помещении, или для устранения акустических эффектов. Подойдут, например, для интервью на улице.

На что ещё обратить внимание при выборе микрофона?

Уровень звукового давления

Этот параметр показывает, на какой уровень громкости звуков рассчитан микрофон. Чем он выше, тем правильнее и с меньшим количеством искажений микрофон будет передавать звук.
Высокими значениями уровня звукового давление являются показатели более 90 дБ . А почти такой же шум, к примеру, производит Ниагарский водопад. Ну, или средненький рок-концерт.
Таким образом, микрофоны с высоким показателем уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности, или в любой другой области, где источник звука будет очень мощным.

Частотный диапазон

Чем шире частотный диапазон микрофона, тем качественнее микрофон будет захватывать звук. Для простой речи, для общения, достаточно будет охвата от 100 до 10 000 Гц . Для качественной записи инструментов или вокала может понадобится уже более широкий охват частот.

, вы сможете позволить себе микрофон для общения любого типа исполнения – настольный, прищепку, или ручной. Вряд ли такой микрофон будет достаточен для качественной записи речи, скорее это вариант для Skype.

Располагая суммой до 10 000 рублей , вы сможете позволить себе уже более качественный, брендовый микрофон начального уровня. Хороший вариант для караоке, любительской записи голоса/инструментов.

Микрофоны дороже 10 000 рублей будут отличаться максимальным частотным диапазоном, чувствительностью, и скорее подразумевают студийное использование, либо использование в концертной деятельности – например, микрофоны, рассчитанные на высокий уровень звукового давления. Приобретать такие модели стоит, если вы точно знаете, чего хотите от микрофона.