Роль и функции телевидения с современном обществе. Телевидение: история создания и развития. История телевидения в России Коммерческое телевидение в России

Технический охват телевидения

Техническим охватом канала называется возможность качественного приема телесигнала населением в том или ином регионе. Показатели технического охвата не совпадают с количеством реальных зрителей, так как во время трансляции люди могут не смотреть телевизор вовсе или смотреть какой-либо другой канал.

С точки зрения охвата, телеканалы можно классифицировать так же, как газеты и журналы: локальные (местные), региональные, национальные (центральные) и транснациональные. Они покрывают определенные рыночные территории.

Например, в США насчитывается 210 местных телевизионных рынков, на которых присутствует более 1200 коммерческих телестанций. На каждый локальный рынок приходится от 3 до 11 телекомпаний.

В России сегодня более 10 национальных каналов. Есть несколько межрегиональных. И в каждом регионе есть свой местный канал. То есть любую аудиторию можно охватить как национальным каналом, так и местным.

Интересную комбинацию партнеров образует так называемое сетевое телевидение. Оно осуществляет трансляцию в регионах в соответствии с выбранной географической конфигурацией. Функционирование такого канала может выглядеть следующим образом: базовая станция формирует сетку ежедневного вещания и передает ее на спутник. Региональные станции – партнеры – принимают и ретранслируют сигнал на своей территории.

Время трансляции передач канала выстроено так, чтобы оставалось пространство и для региональных программ. Обычно местные телекомпании имеют для своих передач и рекламы до 4 часов ежедневно. По дополнительному соглашению партнеры могут размещать рекламу и в других местах сетки.

Большое количество региональных партнеров обеспечивает каналу значительный охват. Местным телестанциям такая схема также выгодна, так как им сложно заполнить весь эфир собственными качественными передачами.

В соответствии со своими техническими и финансовыми возможностями телеканалы осуществляют вещание в течение определенных промежутков времени. На заре эпохи телевидения трансляции велись несколько раз в неделю, несколько часов в сутки. Потом эфир стал ежедневным, передачи стали выходить с утра до вечера. Сегодня часть каналов транслирует программы в течение бодрствования основной части зрителей (раннее утро – поздний вечер), часть – круглосуточно.

Каналы выходят в эфир на метровых и дециметровых частотах. Первыми на телевидении были освоены метровые диапазоны. В 90-е годы 20-го века в Москве активно заработали дециметровые каналы.

Ранее частота имела существенное значение, так как для приема разных каналов зрителю приходилось использовать различные антенны. Однако сегодня, имея современную принимающую аппаратуру, человек может даже не догадываться, на какой частоте выходит канал.

В России обычно на дециметровых частотах размещаются телесети, национальные и региональные государственные каналы занимают метровые частоты. Как правило, аудитории дециметровых каналов меньше аудиторий каналов метровых.

Сеткой называется временного распределения эфира между различными программами: новостями, фильмами, документальными, спортивным и прочими передачами.

Структурирование, организация телепространства нужна прежде всего самому каналу для его эффективного функционирования. Жесткая сетка позволяет зрителям планировать свое телесмотрение, а рекламодателям, соответственно, – свои кампании. Когда по каким-либо причинам сетка меняется, передачи теряют своих зрителей, рекламодатели – потенциальных покупателей. Более всего изменяется при этом постоянная часть аудитории.

Программирование на телевидении

Для того чтобы формировать постоянную аудиторию, каналы используют стратегии удержания (lead-in strategy ). Обычно прибегают к размещению передач блоками, чередуют не самые интересные передачи с очень интересными. Также для удержания зрителей каналы практикуют «бесшовное» телевидение: рекламные ролики внутри передачи, также внутри передачи идут анонсы следующей передачи.

Кроме программирования (programming ), существует и контрпрограммирование (counter programming ), учитывающее действия конкурирующих каналов. С помощь ю контрпрограммирования каналы пытаются перетянуть аудиторию к себе.

Обычно сетка согласуется с определенными частями дня (dayparts ), в которые у экранов собирается та или иная аудитория. Например, в США выделяют следующие части дня:

– дневное время (day-time ): 7-16.30, с понедельника по пятницу, незначительная аудитория с преобладанием женщин;

– прайм тайм (prime-time ): 20-23 часа с понедельника по субботу и 19-23 часа в воскресенье, максимум аудитории;

– поздневечернее время (late night ): после 23 часов, небольшая взрослая аудитория;

– время новостей (news daypart ): время основных новостных программ;

– спортивное время (sports ): время спортивных передач, преимущественно мужская аудитория;

– детское время (child time ): обычно утреннее время выходных дней, детские передачи.

Если в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами -- возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает.

Картина, которую представляют собой наши медиа сегодня аморфна, расплывчата и зачастую, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс-медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры", совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации. (К примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи "Спокойной ночи, малыши").

За последние 15 лет выросло число доступных населению телеканалов: сегодня средняя городская семья в России имеет возможность принимать восемь телеканалов. На отечественном телеэкране появились новые жанры телепередач и типы телевизионных зрелищ -- зарубежные фильмы в большом количестве, «мыльные оперы», ток-шоу, телеигры, музыкальные клипы, всевозможные интервью в прямом эфире с интерактивной связью.

В отличие от других видов повседневной деятельности (чтение книг, посещение магазинов, занятия спортом и т.д.), потребление СМИ и в частности ТВ в условиях бума массовой культуры носит тотальный характер. Мощностью его воздействия, какой не обладают другие СМИ. Ни одно другое информационное средство (массмедиа) в стране -- ни радио, ни периодическая печать, не говоря уж о кино или Интернете -- не создало и не репродуцирует сегодня контингент своих потребителей с таким постоянством, в таких масштабах и с таким позитивным (по мнению преобладающей части самих потребителей) эффектом. Из огромного количества видов досуга, которые сегодня можно выбрать самый распространенный -- телевизор. Легкость и бесплатность доступа к телевизору, отсутствие необходимости предпринимать какие-то усилия и идти на дополнительные затраты (на покупку газет-журналов, видеокассет, выбор книг и т. д.), а также доступность и понятность телевизионного языка повышают привлекательность телевизора. А так же весомым фактором является наибольшая степень доверия телевидению из всех существующих средств массовой информации.Каждый день (в среднем 3,5 часа) смотрят телевизор 92 % горожан России, 55 процентов доверяют ему как каналу информации, 56 % считают его самым важным лично для них источником сведений о мире, 58 % смотрят его с интересом и удовольствием (еще 29 % -- без особых чувств).

Старшая по возрасту часть телеаудитории несколько чаще среднего ориентируется в просмотре на отечественные криминальные сериалы и криминальную хронику (хотя подобные ориентиры объединяют сегодня всю российскую телеаудиторию). Более молодая часть (во многом, скорее, подростковая по типу ориентации и самоопределения) с несколько большей заинтересованностью ищет на экране игровые ситуации, особенно связанные с физическим риском либо интеллектуальным испытанием, сенсации и скандалы (ищет, можно сказать, игры-достижения и игры-нарушения), а также передачи по «мужским» и по «женским» интересам, соответствующие образы половозрастной идентичности. Характерная черта нашей страны - аудитория в нашей стране носит биполярный характер. Одна часть живет ностальгией по старому советскому телевидению, другая мало что помнит о советском телевидении и живет реалиями сегодняшнего.

На сегодняшний день можно наслаждаться разнообразием, открытостью нашего телевидения. Что же касается содержания телевизионного эфира с точки зрения зрительских предпочтений, то именно в этих предпочтениях, уровне популярности и потребления отдельных тележанров наиболее рельефно проявляют себя особенности отечественного телесмотрения, специфика нашего телевидения и телеаудитории. Так, например, у российской телеаудитории отсутствует серьезный.интерес к спортивным программам, не пользуются успехом ситкомы. Хоть;это все довольно спорно, так как, конечно, в наше время улицы не пустеют во время трансляций фигурного катания или хоккея.

Мы не знаем наизусть имена всех спортсменов. Хотя международные успехи Алины Кабаевой повлияли на уровень интереса к художественной гимнастике. Это имя сейчас знакомо почти каждому. Имена первых фигуристов (Евгений Плющенко, Авербух и Лобачева), хоккеистов (Павел Буре - самый желанный холостяк страны) так же раскручиваются на современном телевидении, повышая зрительский интерес к конкретному виду спорту и к спорту вообще. А про футбол и говорить не стоит - на нем по-прежнему помешана почти вся мужская часть нашей страны, и старшее и молодое поколение. Исследование показало, что порядка 20% аудитории спортивные передачи смотрит регулярно. Спортивные передачи собирают вокруг себя преимущественно мужскую аудиторию (71% их регулярных зрителей - мужчины), достаточно молодую - от 25 до 40 лет, причем с высшим образованием. Эта аудитория наиболее привлекательна для рекламодателей. Вместе с тем, она наиболее трудно достижима, поскольку мало смотрит телевизор. Спорт на телевизионном экране позволят собрать эту аудитории в максимальном количестве. Структура предпочтений трансляции спортивных состязаний по телевидению следующая: футбол, хоккей, фигурное катание, гимнастика, бокс, плавание, легкая атлетика.

Хотя в настоящий момент спортпродукт для отечественного телевидения не рентабельный, весь мировой опыт показывает, что спортивное состязание со своей непредсказуемой драматургией может привлекать большое количество телезрителей. Спортивные трансляции в настоящее время -- одни из самых технически сложных телетехнологий. Обычная съемка пятью камерами осталась разве что в теннисных состязаниях. Самыми сложными являются гонки чемпионата «Формула-один», предполагающие не только съемку со стороны или сверху, как это принято на гонках «Париж--Дакар». Например, картинка с камеры, вмонтированной в шлем знаменитого гонщика А.Сенны, позволила зрителям сопереживать в последние секунды жизни великого спортсмена. Подобный способ освещения выводит телепродукт на уровень, создающий полную иллюзию собственного участия, -- перед глазами не только головокружительный темп гонки, но и все параметры движения автоболида, включая скорость и обороты двигателя. В настоящий момент отечественный спорт, в частности, наиболее любимые футбол и хоккей, все-таки лишен одной из важнейшей составляющей, которая и привлекает телезрителей - звезд. Притом звезд настоящих. Но звезды без активного участия телевидения не возникнут. Именно телевидение, активно показывая спорт, формируя позитивную мифологию российского спорта, "взращивая" отечественных звезд, может превратить спорт в перспективный формат отечественного телевещания. Само телевидение способно успешно повышать этот интерес. Спорт, тем более спорт на телевизионном экране, это больше чем просто спорт - это идеология, национальная идея, которой так не хватает современной России.

Статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам. В результате на сегодняшний день происходит перенасыщение этой продукцией, значительная часть которой адресована непосредственно молодежи. В последние годы эта медленно вызревающая тенденция проявилась особенно ясно.

СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В условиях современного развития России, когда печатные СМК и Интернет оказываются доступны не всем группам населения и регионам, телевидение остается самым массовым средством коммуникации.

Сегодня телезритель зачастую становится заложником телепередач. Достаточно вспомнить любое интерактивное телевизионное шоу, чтобы подтвердить это. Если зрители уделяют так много времени телевизионному досугу, соответственно все то, что они смотрят, оказывает на них воздействие. Мы стремимся копировать манеры и жесты героев сериалов, стараемся носить такую же одежду, как у героев телепрограмм, стричься или наносить такой же макияж, как посоветуют нам в модной передаче по стилистике.

Также стоит отметить, что в современном обществе важной и распространенной частью телевидения является телевизионная реклама. Это может быть видеоролик в рекламном блоке, рекламная пауза, текст в бегущей строке, телеобъявление, виртуальная реклама и т.д. Реклама создает виртуальный мир, спектакль, в котором живут вымышленные образы. Люди знают это, но все же подчиняются законам рекламы.

Телевидение - это не только фильмы, новости, телепередачи и реклама, но и мощный инструмент для агитации и пропаганды. Восприимчивость человеческой психики к внушение информации сделало телевидение инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Поэтому на сегодняшний день роль телевидения нельзя недооценивать, ведь сегодня информация стала инструментом власти.

В совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях (в том числе в дороге и даже на работе), если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение (родственное по своим аудиовизуальным характеристикам кино и театру - видам искусства, издавна сложившимся как коллективные зрелища) требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности. В то же время это не исключает трансляции из больших залов с показом больших групп зрителей, когда характер общения с аудиторией оказывается иным, близким по типу к "митингу миллионов".

Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью "вписать" передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню. "Принудительность" телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм требует особенно тщательного подхода к составлению программ.

Таким образом, роль телевидения в современном мире огромна.

Оно информирует нас о последних событиях, произошедших в мире, развлекает нас, развивает, но в тоже время оказывает большое воздействие на нашу психику как положительное, так и отрицательное.

На основе всего вышесказанного, выявим основные функции телевидения.

1) Информационная функция (основная функция телевидения, заключающаяся в способности удовлетворить информационные потребности индивида, общества, государства. Безусловно, по сравнению со своими предшественниками телевидение является более преимущественным видом СМИ, так как оно распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее. Несмотря на то, что в современном мире у телевидения появился серьезный конкурент - интернет, телевидение все же пользуется спросом у людей.

Люди хотят быть осведомленными последними событиями, происходящими в стране, мире, это необходимое условие полноценного участия в современной жизни, и телевидение справляется с этой функцией. Люди получают оперативную информацию со всех концов света. Информация может быть из самых разнообразных сфер: политика, военные события, медицина, культура, спорт и многое другое. Каждая сфера находит своих почитателей.)

  • 2) Культурно-просветительская функция (Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Итак, к культуре или ее отсутствию имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особые каналы на телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры.)
  • 3) Интегративная функция (Все средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное Функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт регулярного просмотра программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной. Помимо национального и религиозного признаков обращают внимание на социальные (в том числе классовые), социально-психологические, возрастные различия людей.)
  • 4) Социально-педагогическая функция (управленческая функция) (Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей, формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства. Степень этой вовлеченности и мера воздействия зависят от характера государства.

Эта функция близка к управленческой и интегративной функции)

  • 5) Организаторская функция (Организация каких-либо совместных действий масс людей. Это может распространении информации о смене проезда маршрута автобуса или организация различных ярмарок, праздников)
  • 6) Образовательная функция (Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность)
  • 7) Рекреативная функция (Рекреация - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Сюда можно отнести различные фильмы, сериалы, и прочее программы, которые легко воспринимаются, не требуют умственных способностей и позволяют человеку восстановить утраченные силы)

Информационная функция

Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм - болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело - найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности .

Культурно-просветительская функция

Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства спрекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным .

Интегративная функция

Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп .

Социально-педагогическая или управленческая функция

Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать». Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. О ТВ говорят как о средстве контроля народа за действиями властей (говоря языком телевизионной терминологии - аудитории за системой). Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления, касающиеся тех или иных явлений жизни, по инерции, доставшейся от советской системы, в то время как СМИ - лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории.

Дальнейшее зависит уже не от СМИ, выпадающего из цепочки, где остаются лишь власть и народ. Так что, идеал беспристрастности и независимости обречен оставаться лишь идеалом. Кто платит - тот и заказывает музыку. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство - СМИ - народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки .

Организаторская функция

Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.

Образовательная функция

Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).

Рекреативная функция

Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил.

Итак, теоретически принято считать, что основными функциями и задачами телевидения являются: информирование населения о событиях в стране и мире (информационная функция); просвещение населения, популяризация знаний и распространение культуры (культурно-просветительская); организация досуга и обеспечение отдыха, эмоциональной разрядки, развлечения (досугово-развлекательная, рекреационная); воспитание гражданских убеждений и взглядов населения (воспитательная); сплочение общества, мобилизация населения на решение государственных задач (функция социальной интеграции и политической мобилизации). Так или иначе, все эти задачи телевидение выполняет в любом обществе, важна - иерархия. Так, основными функциями советского ТВ были: информационная, воспитательная (идеологическая), культурно-просветительская. Развлекательная, которую предпочитали называть функцией организации досуга населения, присутствовала как дополнительная, не основная .

Заканчивая вторую главу работы, можно сделать вывод о том, что сегодня мы имеем другое телевидение, выросло другое поколение, но иерархия функций осталась прежней. Основными задачами телевидения в сознании людей по-прежнему остаются информирование, просвещение и воспитание населения. Развлекательная функция, как и раньше, считается (во всяком случае, декларируется) как дополнительная, не основная

Современные телевизоры уже давно вырвались из узких понятий устройств, предназначенных лишь для демонстрации приемлемого по качеству видео и звука. Ныне речь идет о высокотехнологичных приборах, объединяющих в себе функции TV-тюнера, компьютера и мультимедийного центра. В данной статье мы предлагаем вам вместе рассмотреть наиболее актуальные характеристики и возможности телевизоров, которые могут оказаться полезными при выборе подходящей именно вам модели.

Качество изображения и звука

Разрешение экрана . Данный параметр действительно важен, поскольку от него во многом зависит четкость изображения на экране. Особенно актуально разрешение для телевизоров с крупной диагональю. На сегодняшний день наиболее распространены телевизоры с разрешением форматов HD ready (1280х720 pix), Full HD (1920х1080 pix) и Ultra HD (3840х2160 pix).

Идеальное качество изображения получается лишь в том случае, когда разрешение видеосигнала полностью совпадет с разрешением экрана телевизора. В любом ином варианте потребуется применение интерполяции сигнала программными методами, подгоняя его под физическое разрешение матрицы экрана. Поэтому при выборе разрешения телевизора следует учитывать тип сигнала, который будет поступать на его вход: эфирное или кабельное телевидение, DVD или Blu-Ray формат и т.д.

Технология улучшения передачи движения . Современные производители предпочитают не указывать реальное значение частоты кадров, в основном влияющее на качество передачи движения на экране. Чаще всего в спецификациях, описывающих основные характеристики телевизоров, указываются лишь виртуальные комплексные величины, которые порой достигают фантастических значений 600, 800 и даже 1200 Герц.

В телевизорах Samsung это Clear Motion Rate (CMR ), у LG - Motion Clarity Index (MCI ), а Philips предпочитает оценивать качество динамики в Perfect Motion Rate (PMR ). Между различными брендами эти величины практически несопоставимы, а вот в модельном ряду одного производителя следует выбирать телевизор с более высоким индексом.

Формат акустики . Используемый большинством бюджетных моделей телевизоров формат встроенной акустики 2.0. (два широкополосных стереодинамика без сабвуфера) практически не передает низкочастотную составляющую звука. Поэтому разработчики вынуждены применять различные программные способы улучшения акустических характеристик.

Для более качественного звучания предпочтительно выбирать модели, использующие формат 2.1 (с сабвуфером), обеспечивающий приемлемое звучание басов, или же использовать внешние акустические системы формата 4.1 или 5.1.

Дополнительные функции и возможности

Smart TV

Качественный телевизор с функцией Smart TV должен обладать следующими свойствами и компонентами:

  • Качественным web-браузером;
  • Интуитивно понятным интерфейсом;
  • Быть интегрированным в социальные сети;
  • Встроенным медиаплеером, позволяющего проигрывать файлы с внешних USB-устройств и карт памяти;
  • Бортовой веб-камерой или опционной возможностью ее подключения для использования сервиса Skype ;
  • Доступом к фирменному магазину приложений;
  • Быть оснащенным альтернативными способами управления и доступа (голосом, жестами, визуальной идентификацией пользователя);
  • Иметь достаточный набор предустановленных виджетов.

Некоторые производители заранее позаботились о возможности модернизации своих Smart-телевизоров. Скажем, южнокорейская компания Samsung наладила выпуск внешних сменных модулей Smart Evolution , позволяющих обновлять программное обеспечение прошлогодних моделей, снабжая их новыми функциями и возможностями.

Поддержка 3 D

На сегодняшний день для создания объемного изображения в телевизорах используется активная и пассивная технологии. К плюсам активного 3D можно отнести высокое качество картинки, не требующее дополнительной программной обработки, а пассивное 3D подкупает своей простотой и удобством. Кроме того, пассивные системы проще в изготовлении, что благоприятно сказывается на стоимости телевизора.

Выбирая качественное устройство топового уровня, следует помнить, что в основные характеристики телевизоров 3D должны быть включены следующие функции:

  • Регулировка глубины объемного изображения;
  • Конвертация плоского изображения в 3 D;
  • Поддержка одновременного использования экрана несколькими пользователями (игра вдвоем, просмотр разных телепрограмм).

Обмен данными

С ростом парка бытовых мультимедийных устройств возрастает роль технологий, облегчающих обмен между ними потоковым контентом и медиафайлами. Среди возможностей, которые должны присутствовать в моделях премиального уровня, можно выделить поддержку следующих технологий:

  • DLNA , позволяющую объединять все домашние Hi- Tech-устройства в единую локальную сеть (LAN);
  • MHL , обеспечивающую проводное HDMI-соединение телевизоров с мобильными устройствами для демонстрации на большом экране Full HD-контента;
  • Miracast (Wi-Fi Direct) , обеспечивающую передачу мультимедийной информации с одного устройства на другое по каналу Wi- Fi напрямую, не объединяя их при этом в сеть LAN;
  • WiDi , позволяющую зеркально переносить на большой экран телевизора изображение, демонстрируемое на дисплее сопряженного с ним мобильного устройства по каналу Wi- Fi, не используя маршрутизатор;
  • NFC, которая делает сопряжение с телевизором других устройств максимально удобным и быстрым.

Все способы обмена информацией, используемые различными производителями TV-приемников, базируются именно на этих технологиях, просто разработчики предпочитают называть данные возможности телевизоров по-разному, добавляя им звучности и привлекательности.

Коммуникационные возможности

Сегодня практически все линейки телевизоров оснащаются исчерпывающим набором разъемов, необходимым для полноценной работы и коммутации. Обычно разница между моделями разных классов заключается лишь в количестве и версиях установленных HDMI- и USB -разъемов, обеспечивающих высокую скорость передачи широкополосного сигнала.

Интерфейс USB является наиболее распространенным и удобным. Многие премиальные модели телевизоров уже оснащаются самым совершенным типом USB версии 3.0. Что касается HDMI-портов, то сегодня некоторые телевизоры Hi-End поддерживают версию 2.0. данного интерфейса, позволяющую передавать видеосигнал ультравысокой четкости UHD.

Кроме того, интерфейс HDMI может использоваться для объединения всех домашних устройств в единую мультимедийную сеть, каждым из которых можно управлять с единого телевизионного пульта ДУ. Эту функцию используют практически все производители. Компания LG называет ее SimpleLink , Samsung - Anynet+ , а Philips - EasyLink .

В телевизорах премиального уровня обязательным условием является наличие дополнительных слотов для подключения внешних карт памяти различных стандартов (Compact Flash , Memory Stick или MMC ), которые можно параллельно использовать в переносных камерах и мобильных устройствах.